Вопросы уголовной ответственности за мелкое взяточничество лицами, занимающими должности государственной и муниципальной службы Российской Федерации

Гришин Д.А.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. В данной статье анализируются проблемы теории и практики применения уголовно-правовой нормы об ответственности за мелкое взяточничество с учетом квалифицирующих признаков получения взятки лицом, занимающим должности государственной и муниципальной службы.

Научная новизна. Высказывается авторская позиция, связанная с совершенствованием уголовного законодательства в сфере ответственности за мелкое взяточничество лицами, занимающими должности на государственной и муниципальной службы Российской Федерации, а так же освобождения от уголовной ответственности.

Ключевые слова: должностное лицолицо, занимающее государственную должность Российской Федерациимелкое взяточничествоосвобождение от уголовной ответственности.

В декабре 2018 года будет ровно 10 лет, как российское государство противодействует одной из серьезнейших проблем, а именно должностной (коррупционной) преступности. Прошедший период показывает, что, не смотря на принимаемые меры, коррупция продолжает влиять на экономику, препятствует цивилизованному развитию общества и государства. Государство в свою очередь продолжает совершенствовать уголовно-правовой механизм противодействия преступности посягающей на интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления путем применения мер законодательной превенции, мер профилактики, общественного воздействия и т.д.

Совершенно обоснованно, по моему мнению, законодатель, следуя выбранному пути, внес существенные изменения в нормы предусматривающие уголовную ответственность за коррупционные преступления, входящие в Главу 30 УК РФ (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления).

Все внесенные изменения Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ не являются предметом настоящего исследования, так как для противодействия коррупции особо значимо дифференциация взяточничества в зависимости от суммы взятки. Статья 291.2 Мелкое взяточничество закрепила ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Результативность принятых законодательных мер подтверждаются  данными о состоянии коррупционной преступности, размещенными на официальном сайте МВД РФ. Так, например, за период января по октябрь 2018 года было раскрыто 4919 случаев мелкого взяточничества (при общем количестве раскрытых коррупционных преступлений 24286), что составляет пятую часть все коррупционной преступности [1].

Можно дискутировать о целесообразности такого деления, но бесспорно выделение такого понятия как мелкое взяточничество будет способствовать дифференцированию ответственности особенно на низшем уровне коррупции, в сторону уменьшения мер уголовно-правовой репрессии и общей гуманизации ответственности. На данном уровне субъектами уголовной ответственности, как правило, становятся рядовые государственные и муниципальные служащие, учителя, врачи, представители власти и иные субъекты. Опять же детерминирующие факторы не являются предметом данного исследования, но очевидно причинами совершения мелкого взяточничества является необходимость удовлетворение базовых потребностей человека. В этой связи приравнивать степень общественной опасности лиц совершающих мелкое взяточничество (до 10 тысяч рублей) и иные формы взяточничества совершенно не справедливо.

Статья 6 УК РФ, закрепляя принцип справедливости, четко устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В свою очередь, проводя сравнительный анализ личности винного, нас заинтересовал тот факт, что в статье 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) все субъекты, по мнению законодателя, обладают совершенно равной общественной опасностью и квалифицирующим признаком признается только рецидивный характер совершения преступлений имеющих отношение к взяточничеству.

Вся коррупционная преступность имеет отношение к специальному субъекту преступления, то есть должностному лицу, но, как нам кажется, степень общественной опасности их деяния различается.

В соответствии с диспозицией ст. 285 УК РФ субъектом должностного (коррупционного) преступления может являться только должностное лицо, то есть лицо, которое помимо обязательных признаков, закрепленных в уголовном законе должно постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ

Таким образом, к должностным лицам у нас могут относиться:

Перечень государственных должностей Российской Федерации определен Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» [2]. Анализ данного Указа позволяет сделать вывод о том, что в России большое количество должностей, которые охватывают широчайший круг различных прав и обязанностей.

С учетом изложенного, обратим внимание на уголовную ответственность за получение взятки специальным субъектом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) - лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Подробный анализ субъектов данного преступления и проблем, возникающих в правоприменительной практике при их установлении, был произведен в ранее проведенном исследовании [3].

Возникает другой вопрос, почему нет дифференцированной ответственности и возможности применения специального условия для неограниченного освобождении от уголовной ответственности за мелкое взяточничество. По моему мнению, законодателю необходимо при решении этих двух вопросов учесть следующее:

  1. При квалификации мелкого взяточничества разграничить лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы и иных субъектов, совершающих преступления связанные с получением мелкой взятки. Это необходимо сделать в связи с тем, что указанные субъекты относятся к особой категории субъектов обладающих особыми должностными полномочиями, а как следствия в результате коррупционных действия этих субъектов страдает авторитет органов государственной власти, поэтому их деяния обладают большей общественной опасностью. Это можно подтвердить, например, путем сравнения с преподавателями учебных заведений, которых судебная практика так же признает должностными лицами.
  2. При установлении условий для освобождения от уголовной ответственности, которые и так установлены в примечании к статье 291.2 УК РФ: «Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки» обратить внимание на то, что данное преступление относится к категории небольшой тяжести.  Это значит, что возможно предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности не только за дачу мелкой взятки, но и за получение взятки. Так как было уже подмечено о вынужденности совершения указанных действий, что являться основным детерминирующим фактором.

Литература

  1. Состояние преступности в России за январь – октябрь 2018 [электронный ресурс].URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/15036860/ (дата обращения 29.11.2018)
  2. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 января 1995. № 3. Ст. 173.
  3. Гришин Д. А. Вопросы уголовной ответственности и освобождения от ответственности за дачу взятки лицам, занимающим должности государственной и муниципальной службы Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. №4. С. 117