Развитие стратегического планирования в России: новые перспективы и новые технологии (по итогам XIV общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России»)

Победин А.А.

УДК 30
ББК 66.041

В статье проводится обзор XIV общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», состоявшегося 19-20 октября 2015 года в Санкт-Петербурге. Рассмотрены основные темы форума и отдельные выступления. Особое внимание автор уделяет проблемам реализации федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также вопросам долгосрочного прогнозирования.

Ключевые слова:

Стратегическое планирование территориального развития для России явление не новое. Первые стратегии на региональном и городском уровне были разработаны еще в конце 90х годов прошлого века. Значительно позднее появляются стратегические документы федерального уровня, среди которых, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, принятая в 2008 году. После этого стратегирование перестало быть «инициативой» отдельных территорий – началась массовая подготовка стратегических документов во всех регионах РФ. Наконец, в 2014 году был принят федеральных закон 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», восполняя правовой вакуум и встраивая стратегическое планирование в систему государственного и муниципального управления в России. В течение всего этого времени весьма остро встает вопрос обмена передовым опытом применения стратегических инструментов территориального развития и ведущей площадкой такого обмена становится ежегодный форум «Стратегическое планирование в городах и регионах РФ», собираемый с 2002 года в Санкт-Петербурге.

В 2015 основная идея форума была сформулирована так: «Пространство выбора и выбор пространства». Проблематику пленарных заседаний, дискуссий и круглых столов можно условно разделить на три блока. Первый – организационные аспекты стратегического планирования, в том числе, развитие нормативно правовой базы, разработка и реализация стратегических документов на федеральном уровне, на уровне макрорегионов, федеральных округов, субъектов РФ и муниципальных образований. Второй блок – обсуждение различных технологий стратегического планирования и особенности их реализации в условиях современной России. Третий блок – инструменты социально-экономического развития территорий и опыт их применения в регионах и городах РФ. Ниже приводится перечень основных проблем, нашедших обсуждение на форуме, распределенных по трем указанным блокам.

 

Организационные аспекты стратегического планирования:

 

 

Технологии стратегического планирования и особенности их реализации в условиях современной России:

 

 

Инструменты социально-экономического развития территорий:

 

Стержневую роль на текущем форуме занимали вопросы реализации федерального закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . Интерес к данной проблеме понятен – несмотря на факт принятия закона в 2014 году, основная работа по реализации документа все еще впереди. Согласно ст. 47 закона 172-ФЗ в течение 2015 года проводится подготовка нормативных актов по порядку разработки и корректировки стратегических документов, в течение 2016 года предполагается привести в соответствие с требованиями нового закона текущие стратегические документы. Участники форума неоднократно подчеркивали значимость принятия закона о стратегическом планировании. В частности, Княгинин В.Н., президент Фонда «Центр стратегических разработок» выделил в качестве положительных сторон нового закона регламентацию полного жизненного цикла разработки стратегических документов, повышение нацеленности на результаты их реализации (по схеме: проблемы – цели – ресурсы – система показателей) и создание четкой иерархии стратегической документации.

Кучкаров З.А., директор НП «Центр инноваций и высоких технологий «Концепт», отметил, что для реализации ФЗ-172 необходимо разработать 32 типа нормативных актов на федеральном уровне и 12 - на уровне субъектов РФ. При этом было отмечено, что основные риски реализации закона связаны с отсутствием процедуры выработки и согласования стратегических целей, процедуры корректировки документов страт. планирования в зависимости от результатов мониторинга, механизма учёта международных обязательств РФ и отсутствием определений большей части (ок.70%) понятий, применяемых в законе. Для успешной реализации закона необходимым является определение понятия «объект стратегического планирования и управления», расширение состава участников стратегического планирования (для учета интересов международных партнеров и хозяйствующих субъектов), создание межведомственной рабочей группы для горизонтального согласования стратегических целей. Отметим, что на проблему межведомственного согласования неоднократно указывали многие выступающие.

Законом 172-ФЗ предусматривается создание федеральной информационной системы стратегического планирования, посредством которой будет осуществляться государственная регистрация страт. документов, ведение федерального реестра документов страт. планирования, мониторинг и контроль их реализации, мониторинг эффективности деятельности участников стратегического планирования (ст.14). Поэтому вопросы по созданию такой информационной системы вызывает особый интерес у представителей органов государственного и муниципального управления. Рудь О.Н., начальник Управления Федерального казначейства, в ходе своего выступления пояснила, что вместо разработки новой информационной системы, для целей реализации ФЗ-172 будет использоваться государственная автоматизированная информационная система «Управление», созданная еще в 2009-2010 годы, и успешно применяемая для решения задач государственного управления. Для этого потребуется модернизировать существующую систему. Однако планируется, что уже с мая 2016 года мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования будет осуществляться в ГАС «Управление», а функции разработки и согласования проектов документов страт. планирования появятся в системе уже в сентябре 2016 года.

172-ФЗ предусматривает разработку долгосрочного прогноза на весь период действия стратегии. Для разработки надежного прогноза необходима соответствующая информационная поддержка и наличие информационно-аналитической системы, для обеспечения информационной базы и прогнозно-аналитического инструментария. Вопросам долгосрочного прогнозирования был посвящен отдельный круглый стол в программе форума.

Опытом разработки модели социально-экономической деятельности региона для целей долгосрочного прогнозирования поделился с участниками форума В.А. Цыбатов, профессор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (см. рис.1). При построении такой модели необходимо решение следующих задач: разбиение экономики региона на ряд экономических агентов, моделирование выпускаемой продукции, моделирование внешнего окружения, разработка производственных функций экономических агентов, обеспечение динамического равновесия на рынках выпускаемой продукции, формирование информационной базы модели на основе общедоступной региональной статистики, верификация и коррекция отчетной информации. Для формирования общей модели воспроизводственного процесса в регионе объединяются производственные функции экономических агентов посредством рынков производимой и приобретаемой продукции.

 

img_1.jpg

 Рис. 1. Макроэкономическая модель региона (Цыбатов В.А.)

 

О практике применения информационных систем для анализа и прогнозирования социально-экономического развития рассказала в своем докладе К.И. Миллер, начальник отдела анализа и прогнозирования социально-экономического развития края Министерства экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края. В Красноярском крае для указанных целей используются две информационные системы: АИС Регион-24 и АИС «План-прогноз». Система АИС Регион-24 позволяет решать следующие задачи: ввод и анализ показателей развития отдельных муниципальных образований, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, расчет нормативов потребления коммунальных услуг, анализ инфраструктуры муниципальных образований, мониторинг программ, реализуемых на муниципальном уровне.

Опыту разработки долгосрочного прогноза был посвящен доклад Мангаловой С.Н., начальника управления анализа и сводного планирования социально-экономического развития Министерства экономического развития Новосибирской области. В 2015 году в этом регионе утверждены Методические указания по разработке прогноза социально-экономического развития, учитывающие требования 172-ФЗ. В прогнозе Новосибирской области (разработанном согласно утверждённой методики) предусмотрено два сценария: консервативный и умеренно-оптимистичный. Особенность данного прогноза - учет сдерживающих факторов, действующих в настоящее время в России, таких как замедление макроэкономической динамики, замедление роста мировой экономики, снижение мировых цен на нефть, ослабление курса рубля, рост издержек производства, сокращение инвестиций.

Стратегии устойчивого развития и территориального брендинга городов и регионов, мастер планы, стимулирование «зелёных инвестиций» в инфраструктуру, зеленая сертификация, внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и целый ряд других актуальных тем легли в основу программы «Зеленого дня» Форума. Его работу открыл в ходе круглого стола «Инструменты и стратегии перехода к «зеленой экономике» лучший архитектор Италии 2013 г. Франческо Фреза.

К сожалению, в настоящем обзоре невозможно рассказать обо всех интересных выступлениях участников форума, а таких выступлений в рамках пленарных заседаний, круглых столов и дискуссий было очень много. Всего в рамках форума прошло 3 пленарных заседания и 36 акций, включая круглые столы, экспертные панели и семинары, на которых выступили порядка 300 докладчиков, модераторов и участников дискуссий. За два дня работы на мероприятиях форума выступили представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И. Булавин, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азаров, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации О.В. Фомичев, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведев, заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров, вице-губернаторы Санкт-Петербурга М.П. Мокрецов и И.Н. Албин, губернатор Томской области С.А. Жвачкин, статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» А.А. Мещеряков, заместитель председателя – член Правления Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» А.Н. Клепач, директор АНО «ИРОФ» В.В. Климанов, председатель Правления Евразийского банка развития Д.В. Панкин, декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета А.Л. Кудрин и многие другие известные эксперты, представители государственных и бизнес-структур.

Такой интерес к вопросам, обсуждаемым на форуме, доказывает актуальность и значимость стратегического планирования в России. Сложная макроэкономическая ситуация лишь усиливает актуальность выбора верных стратегических приоритетов на национальном, региональном и муниципальном уровнях управления.