Роль больших городов Украины в обеспечении межгосударственных отношений

Савчук И.Г.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Раскрытие особенностей участия больших городов Украины в её межгосударственных связях (по состоянию на 01.07.2014 г.).

Методы. На основании предложенного автором методологического аппарата исследования была обоснована типизация межгосударственных функций городов для выявления географических особенностей их проявления в больших городах Украины.

Результаты. На основе предложенной автором типизации межгосударственных функций городов было выделено их типы и раскрыты особенности роли и значения больших городов Украины в её межгосударственных связях, показано особенности их участия в парадипломатических связях.

Научная новизна. Данное исследование межгосударственных функций именно больших городов Украины является первым в украинской географии городов.

Ключевые слова: большие города Украинымежгосударственные функции городатипизация межгосударственных функций городов.

Актуальность . Украина стала независимой лишь в 1991 г. Однако, ряд её городов осуществляли международные функции с момента основания первых государств на её территории. В них находились дипломатические представительства, проводились различного рода международные встречи и мероприятия, которые оказали существенное влияние на политическое развитие Центральной и Восточной Европы.

Изученность вопроса . С позиций географии города изучались преимущественно в контексте раскрытия их значения в социальных, экономических и культурных международных связях. Было обосновано выделение особого типа городов — мировые/глобальные города, которые являются наиболее важными узлами международных связей. Однако вопрос участия городов в межгосударственных связях, их значение для развития городов и их включения в мировые сети всё ещё слабо изучен.

Участие городов Украины в обеспечении межгосударственных отношений фактически не исследовано с географических позиций. По этому вопросу есть только одна статья про города-побратимы Луцка [7] и ряд наших публикаций [15–17].

Целью исследования является раскрытие особенностей участия больших городов Украины в её межгосударственных связях, по состоянию на 01.07.2014 г. Задачи — показать значение города в таких связях, через анализ размещения в нём официальных учреждений, которые участвуют в межгосударственных отношениях; расскрыть особенности участия самих больших городов в парадипломатических связях.

 

Основные результаты исследования

Теоретико-методические положения . В современном глобализированном мире международные связи государств, регионов и отдельных городов существенно влияют на их функционирование и развитие. Нет государства и больших городов, которые в той или иной мере не участвовали в них. Глобализация породила новые формы их взаимодействия. При этом особую роль получили отдельные города, которые в силу различных причин являются центрами международной политической, культурной, экономической жизни не только своих стран, но и целых частей света. Сосредоточение в таких глобальных городах штаб-квартир ведущих международных, межправительственных, ведомственных организаций позволяет им получить дополнительные преимущества в своем развитии и сформировать устойчивые разнообразные сети, которые их связывают с другими городами как внутри страны, где они расположены, так и за её пределами.

По такому критерию как главный агент предоставления/осуществления международных действий выделяют:

 

Каждый из таких агентов предоставления/совершения действий может их оказывать как всем другим агентам, так и обмениваться ими только между собой. Они предоставляют/совершают определенные правовые акты как для органов государственной власти и регионального/местного самоуправления, так и для юридических/физических лиц. При этом например, дипломатическое представительство может быть номинальным — в форме назначения посла по совместительству, а может быть посольство, в состав которого входит консульство, а так же различные атташаты.

Исходя из перечня главных агентов предоставления/свершения международных действий можно выделить в рамках межгосударственных связей отношения между правительствами напрямую и в рамках международных организаций (дипломатические отношения), а так же между органами регионального/местного самоуправления (парадипломатические отношения). Следует указать на то, что парадипломатические отношения развиваются в прямой зависимости от уровня и интенсивности двухсторонних политических отношений между странами, в которых находятся города-побратимы.

Поэтому с позиций географии межгосударственные функции городов следует изучать, исходя из локационного принципа. Наличие в городе соответствующего учреждения или его филиала, выполняющего межгосударственные функции, является основанием для того, чтобы считать, что эта функция реализуется. Мы выделяем такие межгосударственные функции, которые чётко локализуются в городе и имеют более или менее устойчивое существование (табл. 1).

 

Таблица 1. Индикаторы локализации межгосударственных функций городов на разных уровнях географического анализа

Виды пространственного взаимодействия

Типологический индикатор локализации межгосударственных функций городов

главный

второстепенный

Страна — мир

штаб-квартиры международных межгосударственных организаций

представительства международных межгосударственных организаций

Страна — страна

дипломатические представительства

консульские

учреждения

Страна — город

почетные консульства

регионы-партнеры

Город — город

города-побратимы

города-партнеры

 

На их основе нами разработана такая типизация межгосударственных функций городов (по степени разнообразия их реализации и видов пространственного взаимодействия) :

Все типы центров можно разделить по количеству реализуемых ими функций на две большие группы — поли- и монофункциональные. К последним относится только тип «формирующиеся центры межгосударственных функций», ведь другие типы городов — от ведущего к второстепенному одновременно выполняют несколько таких функций. В зависимости от реализации полифункциональными центрами межгосударственных функций выделяют мульти- (выполняет все функции) и бифункциональные (выполняют две функции) подтипы. Таким образом можно получить комплексную географическую типологию городов по выполнению ими межгосударственных функций.

На всех уровнях географического анализа межгосударственные функции реализуються в конкретных городах (см. табл. 1). Это позволяет сосредоточить внимание именно на роли городов, а не стран, в состав которых они входят, в межгосударственных связях. Таким образом мы можем изучить собственно сеть городов, а не их место в соответствующей региональной системе расселения или в хозяйственном комплексе, как это требует традиционная для постсоветской общественной географии методология изучения функциональных связей.

Сумма типологических индикаторов, указанных в табл. 1, указывает на достигнутый уровень развития данной функции на соответствующем уровне географического анализа. При этом следует учесть такие особенности размещения отдельных учреждений, которые принимают активное участие в межгосударственных отношениях.

Функционирование посольств в определенном городе обусловлено решением правительства страны, при котором аккредитованы дипломатические посланники, а не является результатом их свободного выбора. Таким образом оно жёстко детерминировано административным статусом города. В большинстве случаев это столицы стран.

Размещение консульских учреждений, в т.ч. почетных консульств, напрямую связано с уровнем развития межгосударственных отношений и глубиной взаимодействия между населением обоих государств. В то же время оно регламентируется нормами и обычаями международного права, которые полагают равноправное представительство консульских агентов в обоих государствах, оставляя за ними право на избрание подходящего места для размещения своего офиса и определения территории осуществления своих полномочий с их обязательным согласованием и утверждением правительством страны пребывания.

Методика исследования межгосударственных функций городовУкраины . В начале проводится географический анализ размещения в них учреждений, указанных как типологические индикаторы в табл. 1. После этого изучают парадипломатическую деятельность больших городов Украины. Тем самым возможно понять особенности их участия во всех видах пространственного взаимодействия (см. табл. 1).

Соответствующие учреждения и официально установленные связи позволяют раскрыть значение определенного города в системе долгосрочных международных связей. Выполнение городом функций по обеспечению межгосударственных отношений таким образом приобретает выразительный пространственный аспект. При этом следует установить не только количественные параметры сосредоточения соответствующих учреждений в городах, но и определить, путём раскрытия их участия в движении городов-побратимов и городов-партнеров, роли городов других государств в реализации межгосударственных связей. Также важно проанализировать какие зарубежные города являются городами-побратимами/партнерами сразу нескольких украинских больших городов. С этой целью целесообразно определить иностранные города-лидеры по количеству побратимских и партнерских связей с ведущими городами Украины.

База данных исследования строится на основе официальных источников информации [1–6; 8–14; 18–20]. Учитывая значительную динамичность в межгосударственных отношениях нами была создана такая база данных по состоянию на 01.07.2014 г. (табл. 2 и 3). В последующее время политические потрясения и боевые действия привели к значительным изменениям в размещении ряда объектов, выполняющих межгосударственные функции, в отдельных городах в пограничных с Россией регионах Украины.

Основные аналитические результаты исследования

Большие города Украины довольно по разному принимают участие в выполнении межгосударственных функций (см. табл. 2 и 3). В значительной степени это обусловлено их географическим положением, значением которое им придают первые лица государства, участием в международных экономических связях, спецификой понимания важности выполнения соответствующих функций местной региональной и городской элитами, их потребностью в установлении официальных отношений с представителями элит других государств.

Дипломатические отношения прямо указывают на важность того или иного города для центральных органов государственной власти, а так же отображают то значение, которое им придают первые лица в реализации внешней политики государства.

 

 

Таблица 2. Роль больших городов Украины в реализации межгосударственных функций

Выполняющий межгосударственную функцию объект

Днепропетровск

Донецк

Киев

Львов

Одесса

Харьков

Представительство Министерства иностранных дел Украины

 

 

1

1

1

 

Консульское представительство

 

3

69

3

10

2

Почётное консульство

4

7

30

13

9

6

Представительство (в т.ч. штаб-квартира) международной организации

 

 

18

 

1

 

Всего

4

10

127

17

21

8

Составлена по [5; 12; 13].

 

Безусловно Киев, как столица, является лидером по всем показателям выполнения городами межгосударственных функций в Украине (см. табл. 2). В нём аккредитированны все 76 посольств, сосредоточено максимальное количество консульских учреждений и фактически находятся все представительства международных организаций в стране. Столица Украины — лидер среди её больших городов по размещению почётных консульств. Это прямо указывает на довольно активное участие представителей местной элиты в международных связях, осознание важности выполнения межгосударственных функций, как залога установления и поддержания особого статуса столичного города. Важное значение при этом имеет ежегодное выделение, в соответствии с действующим законодательством, средств из Государственного бюджета Украины на выполнение столичных (в т.ч. межгосударственных) функций Киева.

 

Таблица 3. Города-побратимы и города-партнеры больших городов Украины [1]

Заграничный город-побратим/партнер

Украинский город

Днепропетровск

Донецк

Киев

Львов

Одесса

Харьков

Всего городов-побратимов и городов-партнеров

14

22

57

16

39

27

иностранные города-побратимы/партнеры сразу нескольких украинских городов

Будапешт

   

+

+

   

Варна

       

+

+

Варшава

   

+

 

+

+

Вена

   

+

 

+

 

Вильнюс

+

+

+

     

Волгоград

   

+

 

+

 

Генуя

       

+

+

Ереван

   

+

 

+

 

Кишинёв

   

+

 

+

 

Краков

   

+

+

   

Кутаиси

+

+

 

+

 

+

Лодзь

     

+

+

 

Минск

   

+

 

+

 

Москва

 

+

+

 

+

+

Ришон-ле-Цион

     

+

 

+

Ростов-на-Дону

 

+

   

+

 

Санкт-Петербург

   

+

+

+

+

Таллинн

   

+

 

+

 

Ташкент

+

 

+

     

Тбилиси

   

+

 

+

+

Улан-Удэ

+

+

+

     

Составлена по [2; 6; 8–11; 14; 18–20].

 

Первые лица Украины в независимости от их политических предпочтений способствовали укреплению международных функций столицы страны. Именно этим обусловлено размещения в Киеве единственной в Украине штаб-квартиры межгосударственной Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ, созданной по инициативе Президента Украины В.А. Ющенко в 2006 г. Среди остальных 76 международных организаций, членами которых является Украина, только 17 имеют свое отдельное представительство в стране, или его функции выполняет соответствующая украинская профильная организация. Все они так же размещены в Киеве (см. табл. 2). Это обусловлено централизированной административной моделью управления государством при которой на центральные органы исполнительной власти, сосредоточенные в столице страны, возложены функции представления государства в международных организациях.

Среди остальных больших городов наиболее развиты межгосударственные функции в Одессе (см. табл. 2). В главном морском торговом порту Украины ещё с времен его основания существовали консульские учреждения. В этом важном центре международной торговли и туризма в Причерноморье действуют консульские пункты Министерства иностранных дел Украины [2] в Одесском морском торговом порту и в международном аэропорту г. Одессы. Ныне они являются единственными в стране [13], что говорит об исключительном значении города в перемещении через государственную границу Украины. Непосредственное соседство Одесской области с непризнанной международным сообществом Приднестровской Молдавской Республикой обусловило размещение Миссии ЕС по оказанию помощи на украинско-молдавской границе именно в г. Одеса [5, с. 239].

На третьем месте по участию в реализации межгосударственных связей Украины находится Львов. В нём сосредоточена значительная часть почётных консульств в стране (см. табл. 2). Местная элита понимает важность межгосударственных функций в развитии города и поэтому последовательно увеличивает число почётных консульств в нём. Подтверждает это и существование представительства Министерства иностранных дел Украины c 2002 г. не смотря на все изменения во внешнеполитическом курсе страны. Таким образом центральные органы власти подчёркивают особое значение Львова в международных связях страны.

Львов ранее играл куда большее значение в межгосударственных связях. Так, например, в период между I и II мировыми войнами в пределах современной Украины именно он был лидером по количеству действовавших консульских учреждений (в 1938 г. в городе действовали 14 консульств [4]).

Боевые действия на востоке Украине обусловили закрытие 7 почетных консульств и 3 консульских представительств в Донецке (см. табл. 2). Большинство из них были открыты в период, когда Президентом Украины был уроженец Донецкой области В.Ф. Янукович (2010–2014 гг.), который в 1997–2002 гг. возглавлял областную государственную администрацию этого региона. Тогда же в городе действовали представительство Министерства иностранных дел Украины и консульский пункт в международном аэропорту «Донецк» имени Сергея Прокофьева. Это подчёркивает важность особого расположения первых лиц государства для развития межгосударственных функций городов.

Боевые действия на востоке Украины также существенным образом отразились на перспективах дальнейшего участия Харькова в реализации межгосударственных функций. Резкое ухудшение межгосударственных отношений между Россией и Украиной в 2014 г. и последовавшие за ними события свели на нет ранее успешно развивавшиеся связи в рамках еврорегиона «Слобожанщина». Город остается вторым после Киева центром промышленного производства в Украине, главным торговым и управленческим центром в приграничных с Россией регионах страны. Отсутствие на прилегающей территории соседнего государства значительных соизмеримых экономических центров позволит Харьковской городской и областной государственным администрациям, после нормализации межгосударственных отношений между Россией и Украиной, восстановить парадипломатические связи с городскими администрациями и правительствами соседних областей России.

Глубинное положение Днепропетровска обусловило крайне незначительное его участие в реализации межгосударственных отношений. Несмотря на важное его значение в формировании политической и экономической элиты Украины город не стал важным центром межгосударственных связей. Он выполняет только консульские функции (см. табл. 2). Так, по инициативе весьма влиятельной местной общины армян в Днепропетровске 04.03.2007 г. было открыто почётное консульство этой страны.

Парадипломатические связи городов представлены их деятельностью по реализации соглашений о побратимских и партнерских связях (см. табл. 3). Ситуация в этой сфере реализации межгосударственных связей большими городами Украины подобна выполнению ими дипломатических функций, за исключением перемены местами Львова и Харькова (см. табл. 2 и 3).

Органы самоуправления больших городов Украины достаточно активно используют возможности по развитию прямых связей с другими городами. В компаниях по выборах глав городского самоуправления в них неизменно используется в качестве аргумента побратимские связи с зарубежными городами. Активность местных политических и экономических элит в установлении непосредственных связей с иностранными городами в значительной мере обусловлена степенью их заинтересованности в реализации внешнеэкономической стратегии предприятий и организаций, которые размещеные в соответствующем городе. Также существенную роль играет наличие в городе влиятельной этнической общины, представители которой заинтересованы в поддержании прямых связей с городами на своей исторической Родине. Важное значение также имеют изменения в международной политике страны, в контексте которой развивают соответствующие парадипломатические связи города Украины.

Это обусловило значительно меньший разрыв между большими городами Украины по количеству городов-побратимов и городов-партнеров (см. табл. 3). Так, если по количеству учреждений, которые непосредственно выполняют межгосударственные связи, разрыв между Киевом (максимальное) и Днепропетровском (минимальное значение) составил 31,7 раза, то по парадипломатическим связям — только 4,1 раза. Это указывает на значительную активность местного самоуправления во всех больших городах Украины по развитию прямых связей с иностранными городами.

Именно поэтому Киев — лидер по количеству городов-побратимов в стране (табл. 2). Главный центр государственной власти, в котором сосредоточены штаб-квартиры большинства политических партий и ведущих национальных компаний в различных сферах деятельности, за годы независимости страны довольно активно развивал партнерские отношения с иностранными городами. Имеют такие связи отдельные районные в г. Киеве государственные администрации.

Большинство связей со столичными городами иностранных государств были установлены за годы независимости Украины. В советское время Киев по количеству городов-побратимов уступал Одессе. Это было результатом политики по сдерживанию международных связей столиц союзных республик со странами мира вне социалистического лагеря.

Второе место по количеству городов-партнеров и городов-побратимов в стране занимает Одесса (см. табл. 2). При этом власти города в значительной мере в развитии парадипломатических связей ориентируются на столицу Украины. Свидетельством тому является наличие десяти идентичных городов-побратимов — самый большой показатель среди всех больших городов страны (см. табл. 3). Большинство городов-побратимов Одессы являются крупнейшими морскими портами своих стран. С частью из них имеется прямое регулярное линейное морское сообщение с советских времён. Это обуславливает во многом особо тесные парадипломатические связи с такими городами.

Харьков является третьим городом в Украине по количеству городов-побратимов и городов-партнеров (см. табл. 3), что обусловлено его значением как важного экономического центра на востоке страны. Он активно поддерживает и развивает парадипломатические связи. При этом с 8 из 27 городов соответствующие отношения были установлены в 2011–2013 гг. Местная элита видит в парадипломатических связях и в открытии почётных консульств важный инструмент установления прямях связей с городами, в которых находятся главные предприятия-партнёры в производственной кооперации и основные компании-потребители машиностроительной продукции города. Поэтому до политических потрясений 2014 г. городская власть развивала такие связи в основном с городами СНГ. Во время визитов соответствующих делегаций экономическое сотрудничество было одной из важнейщих тем обсуждения между городскими администрациями.

Отставание Львова по количеству побратимских и партнерских связей от Харькова в значительной степени обусловлено тем, что в последний раз городские власти их установили с Санкт-Петербургом ещё в 2006 г. Львов ориентируется на связи с городами Европы. Большинство его городов-побратимов находятся в соседней Польше [3] . Местные городские власти в рамках своих парадипломатических связей отдают предпочтение сотрудничеству в сфере гуманитарных и культурных связей в рамках стратегии развития города как европейского значения туристического центра.

Напротив города-побратимы и города-партнеры Донецка находятся преимущественно в России [4] . Так, например, в 2014 г. было подписано «Соглашение о возобновлении партнерских отношений и сотрудничестве между Донецком и Смоленском» [1]. Политические потрясения и боевые действия, проходившие в пределах города в 2014 и 2015 гг., и вызванные ими прекращение регулярного авиа- и железнодорожного сообщения, привели к фактическому приостановлению парадипломатических связей этого города.

В годы, когда Президентом Украины был В.Ф. Янукович большинство новых побратимских соглашений Донецка были установлены в рамках развития двусторонних межгосударственных отношений. Так, например, с городами Батуми (Грузия) и Самсун (Турция) в 2013 г. договора о сотрудничестве и побратимстве были подписаны с участием и при содействии представителей дипломатических представительств этих стран [3; 18].

Городские власти Днепропетровска наименее активны среди всех больших городов Украины в сфере парадипломатических отношений (см. табл. 3). Последний раз они были установлены с Солноком (Венгрия) и Зугдиди (Грузия) в 2013 г. [19], а перед этим только в 2011 г. с Улан-Удэ (Россия) [20]. В значительной степени это обусловлено активным участием местной элиты в национальных политических и экономических проектах. Город рассматривался известными политиками и бизнесменами, которые сформировались в нём, лишь как трамплин для перехода на высший уровень в Украине. Поэтому, они не принимают участие в борьбе за место председателя горисполкома Днепропетровска, которое не смотря на все политические изменения в стране, с 1999 по 2014 гг. занимал И.И. Куличенко [5] .

Лидером по числу городов-побратимов и городов-партнёров украинских городов остаются города России. Только Киев и Одесса развивают парадипломатические связи с городами во всех частях света. Львов главным образом ориентируется в этих отношениях на города, из которых можно было бы привлечь дополнительные потоки туристов или же перенять опыт организации туристического бизнеса и городской политики содействия его развитию. Бывшая и современная столицы России являются лидерами среди всех иностранных городов-побратимов/партнеров ведущих городов Украины (см. табл. 3). При этом Правительство Москвы в 2000-е гг. проводило последовательную политику установления побратимских связей со всеми значительными городами Украины.

Существенное значение имеют и побратимские связи с городами Израиля. Главным образом их установили по инициативе еврейских общин и они способствуют сохранению связей между репатриантами из соответствующих украинских городов и городами их современного проживания в Израиле.

Выводы . Проведенный анализ роли больших городов Украины в обеспечении межгосударственных отношений показал, что важное значение в их реализации имеет политическая и экономическая ситуация в стране и содействие со стороны первых лиц государства. Также существенное влияние на развитие непосредственно межгосударственных связей имеет статус столицы в централизованном государстве, каким является Украина, что позволило Киеву стать безусловным лидером в обеспечении их выполнения. При этом развитие прямых связей между городами в значительной степени является дополнением национальной внешней политики, хотя существенную роль играет также интересы местных элит и их желание развивать такие связи.

Активное участие жителей отдельных городов в международных экономических и культурных связях позволяет сформировать у них сеть почётных консульств, а это часто способствуют налаживанию прямых связей между городами в рамках побратимского движения и партнерства. Для реализации парадипломатических связей больших городов Украины важное значение имеет желание представителей местной элиты развивать их. Определенную роль при этом играет существование в соответствующем городе влиятельной общины выходцев из другого государства, которые сохраняют связи со своей исторической Родиной.

Исходя из комплексной типизации городов по выполнению ими межгосударственных функций мы можем отнести большие города Украины к следующим типам:

Киев — ведущий мультифункциональный центр;

Одесса — второстепенный мультифункциональный центр;

Донецк, Львов, Харьков — формирующиеся бифункциональные центры;

Днепропетровск — формирующийся монофункциональный центры.

Направление дальнейших исследований . Нужно изучить размещение всех консульских учреждений по городам страны. Необходимо рассмотреть временной аспект установления дипломатических отношений и открытия посольств и консульств за годы независимости в городах Украины. Так же целесообразным является изучение ретроспективы отношений между городами, выявления направлений их сотрудничества, а так же степени активности контактов больших городов страны с иностранными городами-побратимами и городами-партнёрами.

Литература

  1. Быть дружбе между Донецком и Смоленском! [электронный ресурс]. URL: http://mer.dn.ua/news_echo.php?id=9673 (дата обращения 01.07.2015).
  2. Города-побратимы и города-партнеры г. Донецка [электронный ресурс]. URL: http://lukyanchenko.donetsk.ua/public_echo.php?id=123 (дата обращения 01.07.2015).
  3. Город Батуми стал побратимом Донецка [электронный ресурс]. URL: http://mer.dn.ua/news_echo.php?id=8683 (дата обращения 01.07.2015).
  4. Дипломатична історія Львова в датах [электронный ресурс]. URL: http://mfa.lviv.ua/istoriya-prysutnosti-inozemnyh-konsu (дата обращения 01.07.2015).
  5. Дипломатичний корпус (липень 2014 р.). Киев: Департамент державного протоколу Міністерства закордонних справ України, 2014. 260 с.
  6. Дніпропетровськ і Солнок тепер міста – побратими [электронный ресурс]. URL: http://dniprorada.gov.ua/dnipropetrovsk-i-solnok-teper-mista-pobratimi (дата обращения 01.07.2015).
  7. Лажнік, В. Й. Сучасний стан і географія партнерської співпраці міста Луцька з містами-побратимами / В. Й. Лажнік, О. І. Богородецька // Наук. вісн. Волин. нац. ун-ту ім. Лесі Українки. Серія: Геогр. науки. 2009. № 8. С. 125-135.
  8. Міжнародне співробітництво Одеси [электронный ресурс]. URL: http://www.odessa.ua/ua/cooperation (дата обращения 01.07.2015).
  9. Міжрегіональне співробітництво між Україною і Туреччиною [электронный ресурс]. URL: http://turkey.mfa.gov.ua/ua/ukraine-tr/regions (дата обращения 01.07.2015).
  10. Міста-партнери [электронный ресурс]. URL: http://city-adm.lviv.ua/lmr/partner-cities (дата обращения 01.07.2015).
  11. Міста-побратими [электронный ресурс]. URL: http://dniprorada.gov.ua/mistapobratimi (дата обращения 01.07.2015).
  12. Почесні консульства іноземних держав в Україні, які оформляють візи громадянам України [электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/consular-affairs/travel-advice/foreign-honorable-consulates (дата обращения 01.07.2015).
  13. Представництва Міністерства закордонних справ в регіонах України [электронный ресурс]. URL: http://mfa.gov.ua/ua/about-mfa/structure/ua-offices (дата обращения 01.07.2015).
  14. Про Харків / Міста-партнери [электронный ресурс]. URL: http://www.city.kharkov.ua/uk/o-xarkove/goroda-partneryi.html (дата обращения 01.07.2015).
  15. Руденко Л.Г., Савчук И.Г. Класифiкацiя мiжнародних функцiï мiст Украïни // Украïнський географiчний журнал. 2014. №. 4. С. 38-45.
  16. Савчук И.Г. Днепропетровск, Донецк: адаптация к новым условиям развития / Изменения городского пространства в Украине / Под ред. акад. НАН Украины Л. Г. Руденко. Киев: Реферат, 2013. С. 104-118.
  17. Савчук И.Г. Международные функции ведущих городов Украины (на примере Днепропетровска) [электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. № 3 (8). URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2014/03/08 (дата обращения 01.07.2015).
  18. Состоялось подписание договора о сотрудничестве Донецка с турецким городом Самсун [электронный ресурс]. URL: http://mer.dn.ua/news_echo.php?id=8680 (дата обращения 01.07.2015).
  19. У Дніпропетровська 2013 року з'явилось два нових міста-побратима [электронный ресурс]. URL: http://dniprorada.gov.ua/u-dnipropetrovska-zjavilos-dva-novih-mistapobratima-solnok-ta-zugdidi (дата обращения 01.07.2015).
  20. Украина и Республика Беларусь [электронный ресурс]. URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/industry/econom_biznes/vneshn/sotrudnichestvo/ukraina.php?sphrase_id=682256 (дата обращения 01.07.2015).