Управление педагогической деятельностью по результатам труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях: теоретический и практический аспекты

Кириллова Ю.В., Резер Т.М.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Обоснование и разработка критериев оценки результатов труда педагогических работников на примере общеобразовательных учреждений.

Методы. Теоретический анализ на основе изучения правовых, социологических, экономических источников и обработка статистических данных в сфере оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений РФ на примере ГО  Первоуральск Свердловской области, социологические исследования субъектов образовательного процесса.

Результаты и практическая значимость.  Анализ внедрения новой системы оплаты труда в муниципальные общеобразовательные учреждения, установивший эффективность данного инструмента управления в сфере трудовых отношений для повышения мотивации педагогических работников на достижение качественных результатов профессиональной деятельности.

Научная новизна. Новизна заключается в том, что предложено теоретическое обоснование и разработаны критерии оценки эффективности труда педагогических работников общеобразовательных учреждений, дающих право на стимулирующие выплаты и определяющих их готовность на работу в условиях эффективного контракта.

Ключевые слова: новая система оплаты трудапедагогические работникирезультат трудаэффективный контракт.

Достижение нового качества образования, отвечающего требованиям, предъявляемым к личности в современных социально-экономических условиях, является основной задачей Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [1].

 В приоритетной национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня школа является важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития России в становлении конкурентоспособного общества в мире XX века [2]. От системы образования ждут творцов с не воспроизводящим, а творческим интеллектом для нестандартной деятельности в различных отраслях общественного производства. Такого выпускника школы может подготовить только профессионал, готовый к гибкому, оперативному, мобильному реагированию на постоянно изменяющиеся потребности государства, общества, рынка труда, личности, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды.

Одним из приоритетных направлений развития сферы образования является совершенствование педагогических работников, повышение их профессионализма, одним из ресурсов развития которого, является стимулирование труда. Общеметодологические аспекты данного вопроса, начиная с конца ХIХ века, рассматриваются зарубежными и российскими учёными по двум основным направлениям:

Среди зарубежных исследователей, внесших существенный вклад
в разработку проблем управления трудовой мотивацией, понимания механизма стимулирования выделяют М. Альберта, Дж. Аткинсона, В. Врума, Ф. Герцберга, П. Друкера, К. Дэвне, К. Киллена, Ф. Котлера, Э. Лоулера, Ф. Лютенса, Д. МакКлеланда, К. Маркса, А. Маслоу, М. Мескона, Дж. Некмана, В. Оучи, А. Портера, С. Роббинса, Ф. Хедоури, О. Шелдока, Л. Якокку и других.

Методология вопроса, рассматриваемая в комплексной процессуальной теории справедливости и ожидания Л. Портера, Э. Лоулера, концепции доктрины «человеческих отношений» Э. Майо, Р. Ликерта и других зарубежных учёных, позволяет понять механизмы стимулирования труда [3].

Кроме того, изучение проблемы стимулирования труда нашло отражение в трудах российских исследователей: Л. И. Абалкина, О. Н. Волгина, О. Н. Васильева, В. В. Засканов, Д. Ю. Иванов, Д. А. Новиков, Е. В. Маслова, А. Уткина, В. А. Шаховой и других. Так, методика двойной мотивации Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, применяемая для стимулирования трудовой деятельности, предполагает материальное стимулирование на уровне удовлетворения низших потребностей, а социальное и духовное стимулирование – на уровне всевозрастающих высших потребностей работника, что на практике диктует необходимость создания различных систем стимулирования.

Особого внимания на современном этапе заслуживают подходы
к проблеме управления по результатам, тесно связанные со стимулированием труда, рассматриваемые многими зарубежными и отечественными учёными, практиками: К. Е. Ридли, Х. А. Саймоном, Г. К. Гувером, А. Смитизом, Р. Макнамарой, П. Друкером, К. Адамсом, М. Армстронгом, А. А. Александровым, И. В. Алексеевым, А. Н. Беляевым, В. В. Буевым, К. И. Головщинским, А. А. Климовым, Г. Л. Купряшиным, А. М. Лавровым, К. Б. Малковым и другими исследователями.

Следует отметить, что важнейшим элементом стимулирования труда
в условиях развития рыночных отношений является заработная плата, как одно из средств удовлетворения разнообразных потребностей членов общества.

В настоящее время имеется ряд нерешенных теоретических
и практических вопросов, затрагивающих адаптацию систем стимулирования труда к конкретным условиям функционирования и развития организаций, где важным аспектом является усиление связи уровня заработной платы
с результатами профессиональной деятельности и работника, и организации
в целом. Поэтому совершенствование организации оплаты труда, разработка критериев и показателей стимулирования в условиях организации приобретает особо актуальное значение.

В ноябре 2012 года Правительство РФ утвердило Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, где представлен не только поэтапный механизм её внедрения, но и особый акцент сделан на актуализации квалификационных требований к педагогам, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг, организации совершенствования системы оплаты труда и разработку системы оценки эффективности деятельности работников с учётом принципов эффективного контракта [4].

В настоящее время в условиях изменившейся системы оплаты труда конкретные виды стимулирующих выплат педагогическим работникам муниципальное образовательное учреждение определяет самостоятельно
в пределах фонда оплаты труда, что отражается в разработанном локальном нормативном правовом акте.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда на уровне государства свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы его оплаты с целью:

Таким образом, проблема выстраивания и совершенствования системы стимулирования труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогов как одного из условий достижения результата качества образования обучающимися.

Несмотря на то, что вопрос стимулирования труда широко изучен
в научной литературе и периодической печати, практика показывает, чтоне во всех муниципальных образовательных учреждениях разработаны и эффективно функционируют локальные нормативные правовые акты о стимулировании труда педагогических работников. Выявляется противоречия между необходимостью муниципальных общеобразовательных учреждений совершенствовать систему стимулирования оплаты труда педагогических работников в соответствии с его эффективностью и недостаточной готовностью этих учреждений к её внедрению на практике в виду не разработанности критериев оценки результативности педагогического труда.

Выявленное противоречие потребовало формулирования основных понятий в этой сфере. Мы даем следующие определения:

НСОТ базируется на принципе управления результатом деятельности учреждения через систему стимулирования, что позволяет увеличить размер заработной платы в зависимости от результатов и качества труда [12].

Анализ документов и информационных источников позволил выявить, что НСОТ педагогических работников общеобразовательных учреждений устанавливается с учетом выполнения следующих требований:

Статистические данные, полученные к концу 2012 года, позволяют констатировать, что среди педагогических работников общеобразовательных учреждений больший процент составляют учителя. Так, доля учителей
в Свердловской области составила 53,87 % (26863 человека), в городском округе Первоуральск 59,62 % (790 человек), в связи с чем, рассмотрим классификацию затрат рабочего времени учителя в соответствии с Концепцией нормирования труда учителей, представленной НИИ Труда и социального страхования, в которой выделены следующие виды работ [13]:

Из концепции следует, что основой расчета трудозатрат служит:

Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения включает в себя расходы на оплату труда работников и отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и состоит из базовой, и стимулирующей частей:

Анализ статистической информации показал, что, в общеобразовательных учреждениях городского округа Первоуральск стимулирующая часть фонда оплаты труда составляла по состоянию на 31 декабря: 2009 год не менее 10 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 2010 год – не менее 20 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 2011 год – не более 30 % от фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.

Рассмотрим более подробно специфику оплаты труда педагогических работников. Базовая часть фонда оплаты их труда также состоит из общей и специальной частей. Общая часть фонда оплаты труда педагогических работников обеспечивает гарантированную оплату труда, исходя из установленных окладов (должностных окладов) педагогических работников. Оклад (должностной оклад) педагогического работника определяется, исходя из стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося, в зависимости от ступеней обучения, численности обучающихся в классах по состоянию на начало учебного года, количества учебных часов (часы аудиторной занятости) по учебному плану и повышающих коэффициентов к стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги.

С 1 января 2012 г. размеры стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося в зависимости от ступеней обучения, размеры окладов (должностных окладов), размеры и виды надбавок, доплат и выплат стимулирующего характера устанавливаются общеобразовательным учреждением самостоятельно в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом требований, установленных действующим трудовым законодательством, в том числе с учетом системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.

В целом оклад педагогического работника определяется путем умножения стандартной стоимости бюджетной образовательной услуги («ученико-час») с применением повышений, установленных в локальном акте общеобразовательного учреждения, и повышающих коэффициентов на количество обучающихся по предмету в каждом классе и количество часов по предмету по учебному плану в неделю в каждом классе. Для определения месячного оклада педагогического работника применяется коэффициент 3,4 (34 учебные недели разделить на 10 месяцев).

 Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников включает в себя:

Стимулирование педагогических работников общеобразовательного учреждения осуществляется за счет 95 % стимулирующей части фонда оплаты труда (пять процентов фонда отводится на стимулирование труда руководителя учреждения). Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат закрепляются в локальных нормативных правовых  актах общеобразовательных учреждений – Положении о стимулировании работников муниципального общеобразовательного учреждения, принятом соответствующим органом самоуправления по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Таким образом, при начислении заработной платы педагогическим работникам учитываются принципы измерения трудоёмкости в «ученико-час» и оплаты труда с учётом результатов и качества.

На основании выше изложенного делаем вывод, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области оплаты труда общеобразовательные учреждения самостоятельно определяют размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры компенсационных и стимулирующих выплат без ограничения их максимальными размерами в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда, с учётом, что месячная заработная плата педагога, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера заработной платы, установленного в субъекте Российской Федерации.

Управление по результатам каким-либо видом деятельности предполагает изучение теоретических основ и проведения внутреннего аудита в организации в соответствии с поставленной целью. Педагогический труд имеет свои особенности, социальную направленность и межсубъектную направленность. Поэтому, на наш взгляд, педагогическим коллективом необходимо в первую очередь самим установить специфические особенности предметной педагогической деятельности, что обеспечит справедливость в распределении стимулирующего фонда оплаты труда.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ [от 17  ноября 2008 г. № 1662-р] [электронный ресурс] // Правовая система нового поколения. 2008. URL: http://www.ifap.ru (дата обращения 28.04.2013).
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Приказом Президента РФ [от 04  февраля  2010 г. Пр – 271] [электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. 2010. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 28.04.2013).
  3. Лосева Т. Н. Эволюция теории и опыта эффективного управления за рубежом [электронный ресурс] // МГУ. 2010. URL: http://www.hi-edu.ru (дата обращения 28.04.2013).
  4. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ [от 26  ноября. 2012 г. № 2190-р] [электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и технической документации. 2012. URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения 28.04.2013).
  5. Оплата труда в России [электронный ресурс] // Аналитика Форекс. 2013. URL: http://forexaw.com (дата обращения 28.04.2013).
  6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
  8. Проект Профессионального стандарта педагога // Вестник образования. 2013. № 8. Выпуск 2758. С.8.
  9. Библиотекарь [электронный ресурс] // Исследование систем управления. 2010. URL: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения 28.04.2013).
  10. Центр управления финансами. Система оплаты  труда [электронный ресурс] // Центр управления финансами. 2013. URL: http://www.center-yf.ru/ (дата обращения 28.04.2013).
  11. Управление качеством образования в школе [электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. 2013. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 28.04.2013).
  12. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 (в ред. от 28 января 2013 г. № 55) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. НИИ ТРУДА [электронный ресурс] // Концепция нормирования труда учителя. 2012. URL: http://www.niitruda.ru/ (дата обращения 10.05.2013).